8 800 250 0076
г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 37
Обратная связь Личный кабинет

Введение нормативов для раздельного сбора отходов - помощь операторам или новые препятствия?

 

1.Нужно ли регулировать деятельность перевозчиков РСО региональными актами? Если да, то какие аспекты?

Сбор РСО существует в Новосибирске уже около 10 лет. Все эти годы юридически на РСО распространялись те же правила, что и на обычный мусор. Но никто в Новосибирске эти правила к ним не применял и это позволило обращению с РСО существовать и развиваться без финансового участия властей и регионального оператора.

Перевозчики наиболее чувствительны к требованиям, касающимся периодичности вывоза РСО. Периодичность вывоза отходов сейчас звучит так: «При среднесуточной температуре +5 °C и ниже - не реже одного раза в трое суток; при среднесуточной температуре выше +5 °C – ежедневно». Ежесуточный вывоз для РСО в большинстве случаев - это слишком часто, и такой вывоз будет экономически необоснованным.

С другой стороны, из-за ошибочных действий жителей в контейнеры РСО регулярно попадают и пищевые отходы, загнивание которых приводит к неприятному запаху - с этой точки зрения введение требований периодичности выглядит оправданно минимум на начальном этапе до принятия культуры раздельного сбора отходов подавляющим большинством граждан 

  • ГК «Арктика Сити» контейнеры для картона и пластика объемом 0,9м3 вывозит два раза в неделю, в некоторых случаях - через день. Контейнеры для стекла объемом 0,9м3 вывозятся еженедельно.
  • ГК «Тайгер Сибирь» вывозит контейнеры объемом 1.9м3 и 2,6м3 еженедельно;

В феврале 2021г. на территории УК «Марсель» проводилось изучение морфологии отходов: как РСО, так и смешанных отходов. Замеры проводились весовым способом и об объемах можно говорить приблизительно.

Расчет проводился на 3600 жильцов УК «Марсель». В сутки на одного проживающего пришлось 34 грамма РСО, при этом в РСО было еще 12 грамм хвостов. Получается, что скорость заполнения контейнеров РСО составляет 46 грамм на человека в сутки. Если использовать утверждённую плотность 165 кг/м3, то скорость накопления составляет 0,27л или 0,00027м3 на человека в сутки. Известно, что РСО существенно легче ТКО. Таким образом, объем будет существенно больше.

Можно оценить плотность РСО, если разделить РСО на три составляющие: пластик, картон, стеклянная бутылка. Вес куба каждой фракции будет 30кг:50кг:300кг соответственно.  Вес суточного накопления РСО на одного человека составит 12г:8г:14г.

  • Пластик: 0,4л на человека в сутки;
  • Картон: 0,16л на человека в сутки;
  • Стекло: 0,46л на человека в сутки.

Таким образом, чистого РСО в сутки на человека образуется 1,02л. Это значение следует увеличить на треть для неперерабатываемых фракций (хвостов) – получается 1,35л.

1,35л РСО на человека в сутки - это тот уровень, сознательность которого есть сейчас в УК «Марсель». Разумеется, не все жильцы собирают отходы раздельно. Если под действием агитации или из-за экономического стимула сортировкой займётся подавляющая часть населения г. Новосибирска, то существующего объема контейнеров явно не хватит. И тогда потребуется или чаще их вывозить, или увеличивать контейнерный парк.  Те же замеры показали, что в смешанных отходах содержится столько же РСО, сколько и в контейнерах для раздельного сбора. Таким образом, если вводить нормы для объемов контейнеров и периодичности их вывоза, можно говорить о скорости накопления 2,7л на человека в сутки.

Так контейнера ГК «Тайгер Сибирь» объемом 1,9м3 при вывозе раз в неделю хватит на дом, где живут 100 человек, а набора контейнеров ГК «Арктика Сити» 3*0,9м3 хватит 285 жильцам при вывозе 2 раза в неделю.

В любом случае, главным лимитирующим фактором является количество свободных мест на контейнерной площадке. Если региональным законом будет вводиться требование к собственникам контейнерных площадок по расширению их для установки контейнеров РСО, то тогда с перевозчиков можно требовать ту периодичность вывоза, которая будет экономически обоснована.

 Не могу не поделиться выводами, к которым я пришел при написании данного раздела, но прямого отношения разделу не имеющими:

  • Плотность РСО 46 грамм на 1 литр или 46кг на 1м3 - это почти в 4 раза меньше, чем утверждённое значение для ТКО, которое сейчас применяется и к РСО.
  • Можно предположить, что в УК «Марсель» сортируют отходы примерно 50% семей, т.к. вторсырье почти поровну разделилась между контейнерами РСО и мусорными заглубленными контейнерами

 

2.Нужно ли оплачивать перевозку РСО и их сортировку?

До 2019г. все компании занимались транспортировкой и сортировкой абсолютно бесплатно. В 2019г. ГК «Тайгер Сибирь» (ООО «ТБО») заключала договоры на вывоз РСО с компаниями, выигравшими конкурсы в разных районах города, и получала деньги от регионального оператора. В 2020г. ГК «Тайгер Сибирь» уже работали с региональным оператором напрямую.

ГК «Артика Сити» не имела тариф и компенсировала свои расходы за счет прибыли по транспортировке ТКО.

До 2019г. каждая из компаний самостоятельно определяла график вывоза и экономическую эффективность установки контейнера в том или ином месте. С появлением регулятора в лице регионального оператора, видимо увеличились затраты на транспортировку, что потребовало от регионального оператора включить затраты на РСО в свой бюджет.

Если принять то, что региональный оператор должен оплачивать вывоз и сортировку РСО, как данное, то это увеличит расходы тех, кто оплачивает вывоз ТКО по факту, а это ориентировочно 95% юридических лиц и около десятка ТСЖ в Новосибирске.

Для стимулирования раздельного сбора отходов было бы логично ввести отдельный тариф на сбор и транспортировку РСО, который должен быть существенно меньше, чем для смешанного мусора.

Во-первых, все сортировочные комплексы находятся на территории города, а не на его окраине, в отличие от полигонов.

Во-вторых, разгрузка производится на твердой поверхности, что снижает затраты на ремонт мусоровозов.

В-третьих, часть затрат на перевозку и сортировку компенсируется продажей вторсырья.   

При помощи контейнеров РСО в УК «Марсель» собирается 20% ТКО. Если допустить, что тариф на РСО будет в два раза дешевле, чем нынешний тариф на ТКО, то можно предположить, что тариф на ТКО для населения может быть снижен на 10%. Но только при условии, что все жители будут иметь возможность пользоваться контейнерами РСО и хотя бы половина будет ими пользоваться. При этом доля неперерабатываемых отходов в РСО не должна превышать 30%.

Есть возможность получения дополнительных средств организациям, осуществляющим сортировку и частично переработку отходов от РОП (расширенной ответственности производителя). Так за переработку 1 тонны стеклянной бутылки в стеклобой организация может получить до 2500 рублей и это без учета денег вырученных от продажи стеклобоя.  

 

 3.           Нужно ли приводить к единообразию сбор РСО

Под единообразием можно понимать следующие аспекты:

  • выбор между дуальной и фракционной системами накопления;
  • внешний вид контейнеров.

В Новосибирске активно работают в области РСО две компании. И работают по принципиально разным системам накопления РСО. Фракционная система требует больше контейнеров на контейнерной площадке и предъявляет больше требований к  самой контейнерной площадке и к ее обслуживанию, особенно в зимний период. Но при такой систем сбора транспортировка РСО обходится значительно дешевле.

Так при дуальной системе сбора машина за смену может вывезти 60-90 м3, а при фракционной 220-240м3 прессуемого РСО или 32м3 стекла.

Внешний вид контейнеров в Новосибирске так же отличается разнообразием. ГК «Тайгер Сибирь» использует белые и желтые сетки объемом 2,6м3 и полностью закрытые зеленые кубы объемом 1,9м3. ГК «Арктика Сити» использует стандартные контейнеры производства РжевМаш объемом 0,9м3 трех цветов. В том числе и с сетчатыми вставками . Каждый цвет соответствует своей фракции РСО.

Регламентированию на уровне субъекта федераций может подвергнуться цвет контейнера и материал, из которого он сделан (сетка или сплошной металл).     

Регламентирование цвета контейнеров актуально только при фракционной системе когда вывозом РСО занимается более одной компании. Преимущество такого регламентирования только в том, что один цвет контейнера соответствует определенной фракции РСО во всех частях города и области.

Регламентировать цвет контейнеров при дуальной системе малополезно, ведь нет ничего страшного в том, что разных дворах контейнеры для РСО будут иметь разные цвета.

Более важно, чтобы контейнеры РСО внешним видом отличались от контейнеров для смешанных отходов. И отличия только по цвету тут может оказаться недостаточно.

Прозрачность стенок контейнера, которая реализуется за счет сетчатых (решетчатых) стенок на стадии внедрения раздельного сбора играет важную роль к принятию населением правил сортировки. Видя, как делают остальные, человек поступает так же. Грамотный житель, который знает, как сортировать отходы, в любом случае будет делать это правильно. А не владеющие этим знанием будет учиться, видя, что и как лежит в контейнере.

4. Целесообразно ли создавать пункты приема у населения вторсырья за деньги?

Считается, что если жители будут получать деньги за вторсырье, то будут более охотно сортировать отходы, готовить РСО к сдаче и доносить до пунктов приема.

Допустим, в каждом районе появится по 2-3 пункта приема вторсырья. Завод, занимающийся переработкой стекла, закупает стеклобой оптом в среднем по 4,5руб за кг.   В пунктах приема его розничная закупочная стоимость будет в разы ниже. Следует ответить честно на вопрос: готовы ли вы выходить из дома и отправляться в «путешествие», скажем, с 5 кг бутылок чтобы получить за это всего 10 рублей?

Закупочная оптовая цена ПЭТ около 30 руб/кг. Допустим, розничная цена будет 15 руб/кг. Плотность ПЭТ крайне мала и кг будет занимать около 30 л. Везти куда-то 30л ПЭТ чтобы получить 15 рублей - насколько это будет пользоваться популярностью?

В случае замещения пунктами приема вторсырья контейнеров РСО, объем перерабатываемых отходов уменьшится в десятки раз. Комбинированная система приведет к тому, что ближайшие к ним контейнеры РСО будут несчастно разворовываться местными бомжами.

Вывод:

Из-за низкой стоимости вторсырья пункты приема будут иметь невысокую популярность у населения и не смогут выступить альтернативой контейнерам РСО.

Введение единообразия контейнеров видится непрактичным т.к. на рынке присутствуют компании с устоявшимися требованиями к своему контейнерному парку, имеющие уже установленные по городу 2800 контейнеров и необходимую инфраструктуру для их обслуживания. Принятие нормативного акта, в котором будут прописаны внешний вид или способ сбора РСО может привести к большим расходам для этих компаний.

Регулирование периодичности вывоза и относительная невысокая стоимость вторсырья делает транспортировку РСО вместе с «досортировкой» нерентабельной, что создает необходимость в дополнительной оплате за вывоз вторсырья, но видится нелогичным то, что для вторсырья не разработан отдельный тариф на вывоз и утилизацию РСО. Нелогично, что УК и ТСЖ, где жители активно сортируют свои отходы, должны платить столько же, сколько дома, не осуществляющие эту деятельность. Средства, которые возможно привлекать за счет РОП крайне малы.

В случае введения тарифа на РСО должен появиться документ, описывающий «правила игры» и регламентирующий ряд аспектов:

  • Кто кроме собственников контейнерных площадок должен принимать решение об установке контейнеров РСО;
  • Какой процент хвостов допустим в контейнерах РСО, а также: кто и как должен проводить оценку содержимого контейнеров и принимать решение о снятии контейнеров РСО или о начислении платы как за смешанные отходы.

Возможно, еще какие-то аспекты должны быть отражены в региональном нормативном акте, посвящённом раздельному сбору отходов, но разработка и обсуждение проекта этого документа в любом случае должна проводиться при участии всех игроков рынка и широкой общественности.